Работа по выявлению и учёту семейного неблагополучия. Диагностика раннего  выявления неблагополучия в семье.

  1. Изучение внешних поведенческих признаков ребенка:
  • Боится идти домой;
  • Убегает из дома;
  • В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи;
  • Часто отсутствует беспричинно;
  • Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое);
  • Замкнут (или депрессивен);
  • Агрессивен;
  • Избегает физического контакта;
  • Имеет следы побоев;
  • Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви);
  • Имеет неопрятный внешний вид;
  • Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение;
  • Преобладает низкая самооценка;
  • Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения;
  • Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение);
  • Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

2.Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:

  • эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
  • характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
  • наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
    1. Изучение интереса родителей к деятельности ребенка в  учреждении образования:
  • отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
    1. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
  • полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);
  • крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
  • подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
    1. Изучение системы воспитательных воздействий:
  • непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
  • отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
  1. Изучение условий проживания.
  2. Диагностический этап в работе с семьёй.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

  1. Сбор и анализ информации о неблагополучной семье

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации для определения направлений дальнейшей работы.

Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи:Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д., т.е. – социальное расследование).Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.

Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.).
Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.
Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей.

Источники информации о семье и ребенке:

Социальные педагоги школ могут представить информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. Если семья состоит на учете, то можно получить сведения о характере взаимоотношений членов семьи, о выполнении родителями своих обязанностей, о работе с семьей, проведенной специалистами школы, и ее результатах.

Специалисты КДН или ИДН (состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).

Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.

Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; о социальных выплатах, произведенных данной семье; о льготах, пособиях, компенсациях, которыми она пользуется.
Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.

Основными методами сбора информации являются:

  • беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
  • наблюдение;
  • официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
  • анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
  • анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; в результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

– позволяет ли атмосфера семьи оставить в ней ребенка?

– какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность её качественных изменений в лучшую сторону?

– какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье,  и требуется их сформировать в процессе реабилитационной работы?
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; Задача социального педагога – демонстрируя миролюбие, терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

Обследуя жилье семьи, следует получить ответы на ряд вопросов (социальные показатели семьи): санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность одеждой, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка, своей комнаты и др.). Одновременно можно наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать друг друга и т.п.

Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка в присутствии родителей (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе с социальным педагогом наедине и при родителях и т.п.).
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Неблагополучные семьи имеют очень ограниченный круг общения. Социальный педагог должен рассматривать все сохранившиеся отношения, восстановить старые. Найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, через него на родителей и всех членов семьи.
7-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (учреждения образования, ТЦСОН, ИДН, КДН, РОЧС);
8-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

9-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Принципы работы специалистов с неблагополучными семьями:

  1. Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с нарушениями социальной адаптации родителей или их слабой заботой о ребенке, являться последствиями асоциального образа жизни старших членов семьи или нарушений внутрисемейной структуры и т.д.
  2. Как правило, специалистам приходится работать со всеми членами семьи, выявлять те стороны отношений, которые отягощают положение каждого из них. Это особенно значимо при оказании социальной помощи детям: реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка.
  3. Помощь заключается в осознании членами семьи проблем, нарушающих ее жизнедеятельность и понимании необходимости их решения, при этом  ответственность за решение проблем, ответственность за последствия поведения членов семьи, за результаты их деятельности не должны перекладываться на плечи специалиста. Однако, учитывая особенности асоциальной семьи, следует понимать, что ее члены, не всегда желают изменить свой образ жизни; поэтому социальный педагог должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни.
  4. В работе с семьей не следует навязывать людям свое (личное) мнение о системе ценностей, так как представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиентов. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.

Социальный патронаж и консультирование – как формы работы педагога социального с неблагополучной семьей

Методы социального патронажа:

  1. Социальный патронаж—  одна из универсальных форм работы с семьей, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

1-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:

  • осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;
  • выдвижение реально достижимых целей;
  • создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;
  • хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;
  • четкие представления о возможностях социального педагога и их границах, о способах и методах его работы;
  • необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;
  • реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
  • постепенное решение проблем.

Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

2-й  этап. Сбор информации о семье:

  • применение широкого диапазона методов сбора информации;
  • сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
  • сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
  • тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
  • сопоставление информации из различных источников.

На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

3-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

4-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
5-й этап. Выход из семьи.

По окончании периода работы социальный педагог представляет информацию о проделанной работе. Рассматривается вопрос  о снятии семьи с учета и осуществлении за семьей патронатного сопровождения  на полгода. При этом социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

Социально-педагогическое консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

  • в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;
  • в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;
  • в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;
  • в сфере духовного и морального здоровья внимание обращается на: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.;
  • в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;
  • в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

Актуальные методы работы с неблагополучными семьями:

Просвещение  родителей о методах воспитания:

Наблюдение и консультации учителя, педагога-психолога, социального педагога. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии,  секции.

Просвещение  родителей о недопустимости жестокого обращения с ребёнком:

Наблюдения учителя, педагога-психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.  Постановка на учет к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Семья алкоголиков (оба родителя):

Наблюдения и консультации педагога-психолога учреждения образования. Оказание психологого-педагогической помощи (поддержки) семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.) Оказание содействия в организации консультации врача-психиатра, нарколога и т. д. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).

Семья в состоянии развода или после развода:

Наблюдения и консультации педагога-психолога учреждения образования, социального педагога, учителя.  Консультативная помощь педагога-психолога, организация консультации психолога учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения». Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности классного коллектива (дошкольной группы) родителей ребенка.  Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Полная семья, один из родителей пьёт

Наблюдения, беседа, консультация педагога-психолога.  Беседа социального педагога, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.  Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.  Работа классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога и педагога социального школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье, направление на консультацию психолога учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения». При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) рекомендации и содействие в организации обследования у детского психиатра.

Направления и формы работы с неблагополучными семьями

1.Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
    • анкетирование детей и родителей;
    • тесты;
    • интервью узких специалистов;
    • мини-консилиумы;
    • тренинги;
    • анализ документов;
    • анализ продуктов детского творчества;
    • заявки семьи на оказание помощи;
    • анализ состояния здоровья детей;
    • анализ развития, успеваемости.
  1. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
    • консультации специалистов;
    • семейная терапия;
    • индивидуальные беседы;
    • индивидуальный социальный патронат семей;
    • психотерапия.
    3.Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
  • тренинговые группы;
    • консультирование;
    • семейные вечера;
    • родительские собрания.
    4.Профилактика семейного неблагополучия.
  • родительский всеобуч;
    • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
    • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
    • семинары для учителей и родителей;
    • лектории для подростков;
    • устройство на работу;
    • оздоровительный лагерь в каникулярное время;
    • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Виды помощи семье, которую может оказать учреждение образования с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
  • сбор денежных средств и вещей для несовершеннолетних, членов семьи;
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • информирование о работе различных служб;
  • организация досуга детей, организация отдыха в каникулярный период;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики, психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное, групповое консультирование.