Поощрение — один из методов корректировки детского поведения, закрепляющий его положительные способы поведения усиливающие положительные нравственные побуждения.

Поощрение вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, переживание того, что его поступки соответствует тем требованиям, которые предъявляют ему родители, а потом и общество.

Нельзя неумеренно употреблять похвалу за незначительное действие и, тем более, незаслуженно хвалить. Только заслуженная похвала ребенка фиксирует внимание ребенка на правильности поступков и действий.

Самое главное поощрение – возможность участвовать в совместных делах вместе со взрослыми.

Подарки  в качестве поощрения использовать не часто. Дети усваивают, что за хорошее поведение им заплатят (начинают манипулировать родителями).

Выводы:

  1. Поощрять ребенка за действительные успехи в поведении, учении, трудовой деятельности.
  2. Необходимо создавать такие воспитательные ситуации, при которых в семье каждый мог бы получать похвалу, чтобы у детей формировалась адекватная самооценка и адекватная оценка деятельности личности других.
  3. Нельзя злоупотреблять поощрениями даже заслуженными.

 

Наказание требуют огромного такта, терпения и осторожности. В 1867 в России отменили наказание взрослых плетью, кнутами. «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли их проливать их на Вашей могиле».

Правильное воспитание позволяет родителям обходиться легкими мерами воздействия. Если с раннего возраста взрослые деликатно, с уважением обращаются с малышом, то они сохраняют его физическое и нравственное здоровье.

Если в раннем детстве родители часто использовали одергивания, крики, то ребенок привыкает к сильным раздражителям и в дальнейшем не будет на них реагировать.

Педагогические допустимые наказания

1.    отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка. Укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек, осуждение с обоснованием неразумности поступка.

2.    временное изменение привычного теплого отношения на более холодное (официальное). Этот прием заставляет ребенка переживать и дает время для обдумывания своего поступка и осознания своей вины. Подростку достаточно часа.

3.    временное запрещение заниматься любимым делом.

4.    отмена или отсрочка исполнения обещание, отказ выполнить просьбу (пойти в зоопарк, парк). Взрослые должны быть последовательны в принятии решений.

5.    предупреждение ребенка о том, что если проступок повториться, то о нем придется рассказать членам семьи, мнением которых ребенок дорожит или боится.

6.    «метод естественных последствий» — меры воздействия вытекают из самого поступка.

 Наряду с педагогически оправданными наказаниями существуют такие, которые травмируют детскую личность:

  1. нельзя наказывать детей трудом. Как следствие появится отвращение к труду.
  2. Недопустимо использовать запугивание и угрозы.
  3. Недопустимы все виды телесных наказаний. Их применение ведет к перевозбуждению нервной системы. Колечит духовно, вызывает озлобленность, апатию, страх, трусость, лживость.

Страх перед наказанием заставляет ребенка вести себя безупречно в присутствии родителей, вне семьи он может вести себя по-другому. Телесные наказания – сильный раздражитель, который вызывает огрубление психики и формирует невосприимчивость к доброму слову.

Прежде, чем наказывать малыша нужно выяснить причину непослушания и мотивы, побудившие его совершить поступок.

По мотивам детские проступки делятся на 4 группы:

  1. поступки невольные, которые совершаются в силу неведения, отсутствия опыта или необходимых жизненных привычек. В таком случае наказание будет несправедливым. Ребенку необходимо разъяснить неизвестную ему норму, т. к. здесь ошибка, а не проступок. Мотивом данной ошибки является познавательное отношение к миру. Дети пытаются решить вопросы, не обращаясь за помощью к взрослым.
  2. Проступки-шалости, которые являются вариантами игры. Ребенок обычно так входит в роль и начинает ее естественно играть.
  3. проступки, вызванные переутомлением ребенка, перевозбуждением нервной системы.  Неразумные требования родителей могут спровоцировать появление хитрости и обмана. Нужно терпимо относиться к детским шалостям, т.к. они вызваны неуемной энергией, переключать на другую деятельность более полезную, необходимо прощать ребёнка, это позволяет ему  раскаяться и испытывать чувство доверия к взрослому.