Для современного мира очень актуальна проблема: как обеспечить безопасность детей. Наверное, поэтому многие родители не разрешают гулять без присмотра детям даже 10—12 лет, опасаясь за их жизнь и здоровье, ограничивая свободу их передвижения рамками квартиры, школы и секции (кружка).
Опасения мам и пап понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребѐнок может пострадать от грабителя, которого интересуют только деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, причѐм в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.
Да и дома подросток нередко становится жертвой — разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.
В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.
Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу «попугая в клетке». Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности («станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу») часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.
Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников. Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребѐнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождение в Интернете или игрой в компьютерные игры.
Выход из этой ситуации один — предоставить сыну или дочери необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определѐнному образу жизни в условиях, когда они все больше времени будут проводить одни дома или вне его, причѐм как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных — при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который надо исполнять постоянно.
Как научить безопасности
Начнѐм с общих установок.
1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти на машине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: «А как ты поступишь, если…» То есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребѐнка — пересматривать и обновлять их.
Для детей в возрасте 4—8 лет подходит обучение на уровне рефлексов: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек —
молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.
Работу с десяти-четырнадцатилетними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). Помнить, что переходить к следующему этапу можно только после того, как усвоены предыдущие правила.
2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребѐнку в ближайшем будущем.
Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать свое стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.
3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребенка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Не перебивая, очень внимательно слушайте подростка, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всѐ сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе «бродите» по Интернету и играйте в компьютерные игры. Необходимо совместно с ребѐнком
решайте не только его проблемы, но и свои. Рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы.
Родительские ошибки
Мы привыкли считать, что научить ребенка тем или иным правилам защиты можно только с помощью их многократного воспроизведения. Но, как показывает практика, это далеко не так. Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько раз говорил(а), так не делай», но ребѐнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: это прежде всего действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно. Сколько бы раз родители ни повторяли сыну или дочери, что перед тем, как открыть дверь, нужно узнать, кто за ней стоит, они никогда не выполнят этих указаний, если мама и папа сами не будут чѐтко выполнять их. Таким образом, в ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребѐнка правилам безопасности, например не разговаривать с незнакомцами на улице, важно самим выполнять их. И не нужно надеяться на то, что растущий маленький человек занят своим делом и не смотрит на родителей, когда они вступают в диалог с первым встречным. Впоследствии, оставшись один, он сделает то же самое.
Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица не: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Однако до 6—8, а иногда и до 10 лет у несовершеннолетнего не сформирован понятийный аппарат частицы не, он просто не готов ещѐ еѐ воспринимать. Поэтому всѐ, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» — ходи, «не открывай» — открывай и т. д. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что
становится темнее; обходи компании незнакомых подростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашѐл незнакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в тѐмное время суток (или в чужих районах) только в компании друзей (знакомых) и т. д.
Для предупреждения попадания ребѐнка в опасные для жизни и здоровья ситуации, разбирайте с ним каждое из обстоятельств. Например, вне зависимости от того, есть ли вблизи вашего дома открытый водоѐм, научите детей, как вести себя на воде. Даже не умеющего плавать ребѐнка необходимо обучить простым движениям и приѐмам (нырять в ванне, задерживать дыхание или не закрывать глаз под водой), ведь чаще всего дети тонут из-за испуга, который возникает, когда они вдруг «теряют» дно. Объясните также ребѐнку, какую опасность таят в себе замѐрзшие открытые водоѐмы и чем может закончиться хождение по льду.
Поскольку склонность к подражанию заложена у ребѐнка с рождения, при переходе через дорогу родителям надо думать о том, как бы они хотели, чтобы их чадо вело себя, находясь вдали от их зорких глаз. Печальная статистика свидетельствует, что 70 % школьников, погибающих в результате несчастных случаев, получают травмы, несовместимые с жизнью, в результате дорожно-транспортных происшествий на расстоянии 1—2 км от дома, т. е. на дороге, по которой они чаще всего ходят. Мамам и папам, идущим вместе с ребѐнком, нельзя перебегать дорогу, если в отдалении идѐт машина. Переходите проезжую часть только «по зебре» или на зелѐный свет. Даже если десятки людей вокруг делают иначе, ребѐнку необходимо внушить, что они поступают неправильно.
Серьѐзное препятствие для получения полной картины происходящего — рост несовершеннолетнего: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, как и водители не видят его за припаркованными машинами. Поэтому необходимо объяснить сыну или дочери, что прятаться или залезать
под стоящие во дворе автомобили нельзя, ведь водителю, начинающему движение, не видны играющие или укрывшиеся позади машины дети.
Давая ребѐнку уроки правил дорожного движения, помните, что он может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что не сумеет их различить, а потому, что не может фиксировать внимание на нескольких объектах одновременно. Внимание детей избирательно и концентрируется не на тех предметах, которые представляют опасность, а на тех, которые в данный момент их интересуют больше всего, да и скорость восприятия и реагирования на предупреждающие сигналы у ребѐнка гораздо меньше, чем у взрослого. На реакцию детей большое влияние оказывают переживаемые ими в конкретный момент эмоции и темперамент каждого. Поэтому радость, удивление, интерес к чему-либо могут заставить ребѐнка полностью забыть об опасностях, которым он подвергается, выйдя на проезжую часть.
Нередки ситуации, когда даже 8—10-летние дети теряются в большом магазине или на улице. Для того, чтобы это не нанесло им сильной психологической травмы, разберите заранее эту ситуацию. Важно подготовить несовершеннолетнего к таким неприятностям. Например, по предварительной договоренности с 5—6-летним ребѐнком спрячьтесь от него на несколько секунд и снова покажитесь; с более старшими детьми — подойдите к милиционеру или охраннику, объяснив, что это тот человек, к которому надо обратиться, если что-то случится; объясните сыну (дочери), что в подобных случаях может помочь женщина. Это правило универсально, т. к. оно практичное (постоянно вокруг есть лица женского пола) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать).
Заранее условьтесь с ребѐнком, где вы встретитесь в том случае, если потеряетесь, либо договоритесь, что он никуда не будет уходить с того места, где заблудился, и дождѐтся вас. Не лишним будет перед тем, как, отправиться с малышом на рынок или в иное людное место, сделать ему медальончик, где будут написаны его имя, фамилия, телефон или домашний адрес.
Нередко дети травмируются во время коллективных забав. Поэтому учите ребѐнка бережно относиться к своему здоровью во время уличных игр, например при катании на скейтбордах, роликовых коньках, велосипедах, самокатах, при игре в хоккей или футбол. Самый простой и надѐжный способ предотвратить травму — приобрести шлем, налокотники, щитки и иные защитные приспособления, а главное, убедите сына или дочь пользоваться ими, даже когда он (она) катается без присмотра взрослых.
Мальчики часто получают травмы, лазая по заборам, деревьям, памятникам, играя на строительных площадках и т. п. Иногда послушный и воспитанный ребѐнок идѐт на риск, чтобы доказать сверстникам, что ему «не слабо», что он «настоящий мужчина» и ничего не боится (бывает, и девочки от них не отстают). Спасеньем в этом случае может стать формирование у несовершеннолетнего установки: «Победа важна, но она не должна стоить жизни и здоровья». Поговорите с сыном или дочерью по душам, объясните, какие опасности таятся за бесшабашными детскими развлечениями и необдуманными поступками, например за обычной дракой или попыткой во что бы то ни стало догнать своего друга, бегающего по крышам гаражей.
Маленькие дети всегда с радостью играют с животными на улице. Вырастая и выходя из-под опеки взрослых, они нередко охотно «жмякают» живого зверька или жалеют брошенного щеночка. Отпуская ребенка на улицу, установите жѐсткое правило: нельзя подходить к незнакомым животным или призывать их к себе (свистеть, протягивать открытую ладонь и говорить «на-на» и т. п.). В случаях же проявления животным малейшей агрессии, особенно собакой, необходимо спокойно, не суетясь и не отрывая взгляда от неѐ (т. е. не поворачиваясь спиной), уйти. Если же животное пошло в атаку, то тут хороши любые средства: палки и камни (они могут отвлечь); немедленное бегство (лучше боком) по направлению к дереву или подъезду; точный удар в нос или, на крайний случай, засовывание руки (лучше левой, если правша), замотанной в одежду, как можно глубже в пасть разъярѐнному зверю.
Особый такт требуется от родителей при обучении навыкам безопасности, помогающим несовершеннолетнему избежать преступных посягательств на него, а также выбрать правильную стратегию поведения во время и после нападения. Как было сказано выше, красочное описание взрослыми страшных историй может привести к моральному травмированию ребѐнка — и тогда в трудной ситуации его парализует страх, он станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Поэтому, во-первых, внушайте подростку уверенность в своих силах и в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развивайте в нѐм такое качество, как готовность доверять своей интуиции и слушать внутренний голос. Однако не следует формировать у детей завышенное мнение о своих способностях (например, физических — это может привести к серьѐзным бедам). Подростки зачастую идут на контакт с компанией незнакомых взрослых или сверстников, вместо того чтобы благоразумно перейти на противоположную сторону дороги или убежать при первой возможности.
Таким образом, необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:
обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорѐнному кругу лиц;
доверять внутреннему «сигналу тревоги» и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности — кричать, бежать и рассказывать взрослым о своих неприятностях;
уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чѐм-либо;
отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) и сообщать о подобных предложениях взрослым;
обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребѐнка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
не срезать дорогу в малознакомой местности.
С целью профилактики сексуальных преступлений в отношении ребѐнка важно внушить ему мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и прикасаться к нему. Наибольшее, что допускается — улыбка, краткое приветствие. Всѐ, что выходит за рамки такого краткого общения, должно заставить ребѐнка насторожиться. Важно объяснить детям, что такое безопасный и опасный секреты. Например, тайное изготовление подарка для мамы ко дню рождения — это безопасный секрет. А вот опасный секрет — это тот, который заставляет ребѐнка испытывать чувство страха, стеснения, ощущение, что его нельзя никому рассказывать.
Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации вместо слов «сексуальное домогательство» используйте фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребѐнка после душа, покажите ему, до каких мест нельзя прикасаться другим лицам.
Устанавливая правила для детей 10—14 лет, следует помнить, что многие взрослые скорее отнесутся с недоверием или даже с испугом к просящему о помощи подростку, чем с сочувствием. Поэтому объясните юноше или девушке, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от драки или отдать ценности грабителю, особенно в ситуациях явного неравенства. Убедите, что в критический момент, если не знаешь, что сказать, лучше промолчать, но не в коем случае не угрожать. Главное — дайте понять ребѐнку, что выход из криминальной ситуации без физического ущерба для себя означает абсолютно правильный выбор способа поведения.
Разъясняя подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:
доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всѐ, что происходит вокруг;
не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.
Особого подхода требует обучение ребѐнка правилам пользования лифтом. Расскажите несовершеннолетнему, что даже взрослым зачастую тяжело, не оскорбив другого человека, отказаться ехать с ним или выйти из кабины. Поэтому нужно установить строгое правило — ездить в лифте вместе с незнакомцем ни в коем случае нельзя. А если кто-то настойчиво приглашает войти в лифт, то можно сказать: «Спасибо, я ожидаю друзей (родственников), и они вот-вот должны появиться», «Извините, но родители разрешают мне ездить в лифте только в одиночку». Кроме этого, объясните несовершеннолетнему, что следует немедленно выбежать из лифта, если в него зашѐл неизвестный. Может, это выглядит не очень красиво и не всегда оправдано, но лучше подождать несколько минут, чем подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье.
Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности детей. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте ребѐнка можно одного отпускать на улицу, посылать в магазин или оставлять дома. В каждой конкретной ситуации следует принимать в расчѐт здравомыслие сына или дочери, их способность применять навыки безопасности на практике, учитывать круг общения подростка и существующие в регионе опасности, ибо уровень допустимой свободы в одном окружении может быть совершенно неприемлем в другом.
Вместе с тем, бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен быть способным в любое
время суток завести разговор с ребѐнком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.