Государственное учреждение образования

«Жлобинский социально-педагогический центр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа клуба волонтеров

«Доброе сердце»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

педагог-психолог                                                          Н.И. Гаврилова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жлобин 2017

Структурная модель программы

 

  1. Пояснительная записка
  2. Основное содержание деятельности клуба, его принципы и предполагаемые результаты
  3. Учебно-тематический план
  4. Список литературы для учащихся
  5. Список литературы для педагога

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Воспитательное пространство школы способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, который предполагает укрепление психологического и психического здоровья учащихся. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива является сохранение психического здоровья детей и профилактика суицидального поведения.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще всего внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни».

По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 1600 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений.

При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, наблюдается у четверти здоровых подростков. Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Как известно, пик суицидов приходится на подростковый и юношеский возраст. Надо отметить, что лишь 10 % подростков и юношей имеют истинное желание покончить жизнь с собой, а в 90 % случаев суицидальное поведение-это крик о помощи.

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

— с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

— злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

— с затяжным депрессивным состоянием;

— сверхкритичные к себе подростки;

— страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

— фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

— страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

— из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

— дети с заниженной самооценкой.

В связи с этим одним из эффективных способов профилактика суицидального риска является волонтерская деятельность.

Задачи:

— снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского клуба;

— Оптимизация межличностных отношений в школе

— развитие личных и социальных компетенций участников клуба, необходимых в волонтерской деятельности, повышение  социального статуса волонтера среди сверстников;

— пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

— повышение самооценки и чувства собственного достоинства подростков, восстановление ощущения ценности собственной личности;

— восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру;

— преодоление эгоистических установок в любых проявлениях;

— формирование «жизненного смысла», который становиться реальным моментом жизнестойкости человека является важным моментом для развития невосприимчивости к различного рода жизненным неприятностям, стрессовым ситуациям. Совмещение общественных и личных интересов.

Сегодня волонтерство в Республике Беларусь переживает период развития. На территории республики действуют более 200 волонтерских объединений, которые разрабатывают и реализуют социально значимые проекты. Активное участие в волонтерском движении принимает учащаяся и студенческая молодежь.

Труд волонтеров включает различные виды общественных работ (благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц), организацию общественно полезных мероприятий (благотворительные концерты, акции, сбор средств в поддержку нуждающихся), индивидуальную нематериальную помощь отдельным лицам или организациям (ветеранам, инвалидам, детям-сиротам) и др.

Особого внимания заслуживает волонтерский труд учащейся молодежи с воспитанниками социально-педагогических центров. Данный контингент детей составляет особую группу, отличительной чертой которых является отсутствие или утрата опыта благополучной семейной жизни. В работе с воспитанниками детских интернатных учреждений важным является использование игровых методик. Общеизвестно, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, растущие в условиях детского дома или школы-интерната, практически не умеют самостоятельно играть. Это связано с тем, что учреждения интернатного типа имеют четко регламентированный распорядок дня, в них отсутствуют условия, обеспечивающие свободную, спонтанную игру. Организация волонтерами развивающих («Крокодил», «Империя», «Шерлок Холмс»), спортивных («Спартакиада»), познавательных («Четыре угла», «Брейн-ринг») игр с детьми поможет избежать указанных проблем в развитии детей, минимизировать недостатки системы интернатных учреждений.

Достаточно эффективной является организация совместно с воспитанниками творческих мероприятий. При этом важно организовать детей на активное участие в разработке плана мероприятии и его реализацию. Лучше, когда и сценарный план, и отдельные номера, подготовительный этап и проведение, будут продуманы и осуществлены в процессе сотрудничества, совместной деятельности воспитанников и волонтеров.

Перспективной формой работы волонтеров с воспитанниками детских интернатных учреждений является организация «открытых» мероприятий, то есть тех, которые проходят вне детского дома или школы-интерната. Детские дома и школы-интернаты по-прежнему остаются закрытыми и полузакрытыми заведениями. И хотя они принимают у себя много гостей: шефских организаций, волонтеров, иностранных гостей, но все они приезжают на «их территорию». Важно, чтобы дети расширяли свой социальный опыт, социальные связи.

Таким образом, волонтерская деятельность учащихся несет в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал.

 

  1. Основное содержание деятельности клуба, его принципы и предполагаемые результаты

 

Клуб волонтеров «Доброе Сердце» — это помощь детям с ограниченными возможностями, детям в больницах, детям, лишенным попечения родителей, в детских домах, приютах; помощь инвалидам и тяжелобольным; ветеранам, одиноким людям пожилого возраста.

Волонтеры исповедуют и применяют на практике следующие основные принципы (согласно всеобщая декларации волонтеров):

— уважают достоинство и культуру всех людей;

— оказывают взаимную помощь, безвоз­мездные услуги лично, либо организован­но в духе партнерства;

— признают равную важность личных и коллективных потребностей, способству­ют коллективному обеспечению этих потребностей;

— ставят перед собой цель превратить волонтерство в элемент личного процвета­ния, приобретения новых знаний и навы­ков, совершенствования способностей, сти­мулируя для этого инициативу и творчес­тво людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

— стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность.

Волонтер должен иметь и стремиться развивать такие свои личностные качества, как бескорыстность, ответственность, коммуникабельность, доброта, высокий уровень мотивации.

Ожидаемые результаты:

— получение учащимися знаний о волонтерстве: его истории, современном состоянии в мире, сущности и содержании волонтерской работы, ее специфике;

— овладение навыками и приемами волонтерской работы;

— рост общественного сознания волонтеров, их творческой и общественной самореализации;

— формирование чувства ответственности, чувства национального самосознания, нравственно-этических, культурно-исторических традиций милосердия, правовых и экологических норм и ценностей у молодежи;

— формирование активной жизненной позиции у молодежи, способности трудиться на благо общества.

Основной результат работы – это формирование в ходе волонтерской деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

 

  1. Учебно-тематический план

 

 

Темы занятий Количество часов Сроки исполнения
1 Знакомство и установление контакта между членами клуба, снятие барьеров, создание атмосферы доверия и сплочения группы, мотивации волонтерской работы. Просмотр мультфильма «То, что можно изменить». 2 сентябрь
2 Организационное занятие. Ознакомление с уставом и программой клуба. Выборы совета, председателя и заместителя клуба, ответственных по информационной и культурно-массовой работе в клубе. Разработка и реализация социально- значимых проектов. 2 сентябрь
3 Вводная лекция «Благотворительность и волонтерское движение в системе социальной помощи: история и современность», «Морально-гуманистические основы волонтѐрской деятельности», «Деятельность ведущих общественных благотворительных организаций, работающих в Республике Беларусь». Обсуждение 2 2 неделя октября

 

4 Воспитательный час для учащихся начальной школы «Что такое дружба?». Цель — поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций. 2 октябрь
5 Акция «Я – волонтер!», посвященная международному дню волонтерства» 2 5 ноября
6 Инструктивная лекция «Направления волонтерской работы 2

 

ноябрь
7 Предновогодняя акция в Жлобинском социально-педагогическом центре «Новогоднее чудо» 2 24 декабря
8 Акция  для учащихся начального, среднего и старшего звена «Нести радость людям» 2 декабрь
9 Инструктивная лекция «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий как одно из направлений волонтерской работы». 2 январь
10 Инструктивная лекция «Технологии организации работы волонтеров с детьми с ограниченными психофизическими возможностями». 2

 

 

январь
11 Инструктивная лекция «Технологии организации работы волонтеров с пожилыми людьми». 2

 

февраль
12 Акция для учащихся среднего и старшего звена «Я выбираю жизнь» 2 февраль
13 Акция «Лучший подарок – это внимание» для пожилых людей 2 18 марта
14 Инструктивная лекция «Технологии организации работы волонтеров с детьми, лишенными попечения родителей, в детских домах, приютах и интернатах» 2 март
15 Мастер-класс по технологиям организации работы волонтеров 2 апрель
16 Круглый стол для учащихся среднего и старшего звена «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома) 2 апрель
17 Акция «Ангел в твоем сердце» на базе Жлобинского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, посвященная Международному Дню защиты детей. 2 27 мая
Всего 34

 

  1. Список литературы для учащихся

 

— Волкова, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Волкова, В.А.Воловик. — М., 1998.

— Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Ю.Б. Гиппенрейтер. — М. :ЧеРо, 1997. — 336 с.

— Немов, Р.С.Психология. В 3 кн. / Р.С. Немов // Общие основы психологии. — М., 1995.-Т. 1.

— Степанов С. С. Психология в лицах. – М.: ЭКСМО Пресс, 2001.

 

— Олчман, М. Добровольцы – ценный источник. // М Олчман , П. Джордан — У-т Джона Хопкинса, 1997.

— Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития: пер. с англ. / Д.У Джонсон- М., 2000.

— Сборник Христианского детского фонда «Возьмѐмся за руки, Друзья»: опыт работы волонтѐрских групп в Беларуси / авт – сост. Л.И.Морозова. -Мн., 2006.

— Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. / З.А. Севковская. – Мн.: Принткорп, 2002.

— Смагина, Л.И., Волонтерство и благотворительность в социально-педагогической работе. / Л.И. Смагина, И.В. Александрович, В.В. Сохацкая – Мн., 2000.

 

 

 

 

  1. Список литературы для педагога

 

— Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. — М.,

1995.

— Богданова, Е.В. Волонтерство. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности [Текст] / сост.Е.В. Богданова, ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. — М., 2004. — С. 67- 72.

— Бодренкова, Г.П. Развитие добровольческого движения – инструмент гражданского общества [Текст] / Г.П. Бодренкова // Мир добровольцев. — 1999.

— Буткевич, Д.А.Глобальное движение в интересах детей: в рамкахсовместного проекта с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в РеспубликеБеларусь. / Д.А. Буткевич, М.Ю.Ежова, А.М. Каранкевич [и др.]. — М., 2000.

— Григорьев, А.Д.Очерки истории социальной работы на Беларуси / А.Д. Григорьев. — Минск, 1998.

— Добрынина, В.И. Теоретические и практические аспекты гуманизациивысшего образования / В.И. Добрынина // Социально-политические науки. —

  1. -№ 6. -С . 70.

— Ершова, Н.Н. Добровольчество — школа гражданского становления молодежи: учебно-методическое пособие / Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая. — Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009. — 193 с.

— Кривцова, С.В.Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. — М., 1999.

— Медведева, Г.П. Этика социальной работы: учеб.пособие для студ. вузов /Г. П. Медведева. — Минск, 1999.

— Олчман, М. Добровольцы — ценный источник / М.Олчман, П.Джордан. Ун-т Джона Хопкинса, 1997.

— Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.П. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М, 2002.

— Смагина, Л.И. Волонтерство и благотворительность в социально-педагогической работе / Л.И. Смагина, И.В. Александрович, В.В. Сахацкая —

Минск, 2000.

— Станчиц, М.А.Этика милосердия : пособие для учителей и воспитателей / М. А. Станчиц. — Минск : «Адукацыя I выхаванне», 1996.

— Фернхейм, А. Личность и социальное поведение [Текст] / А.Фернхейм, П. Хейвен. — СПб., 2001.