Основной потребностью младенческого возраста является потребность в безопасности и защищенности. Если она удовлетворяется, ребенок открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет — он ограничивает свое взаимодействие с миром, а, следовательно, и его познание. В первый год жизни у ребенка формируется чувство базового доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое он пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности у ребенка возникает при дефиците внимания, любви, ласки и жестоком обращении.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Привязанностьэто стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Выделяют три фазы формирования привязанности.

Первая фаза — от рождения до 3 месяцев — характеризуется тем, что ребенок ищет близости с любым подошедшим к нему человеком, используя для этого улыбку, кряхтение, плач, движения рук и ног, и не выказывает тревоги, если вместо матери к нему подходит незнакомый человек.

Вторая фаза длится от трех до шести месяцев. Ребенок начинает различать «своих»и «чужих». При появлении знакомых радуется больше, чем при встрече с незнакомыми людьми.

Третья фаза — с семи-восьми месяцев. У ребенка появляется избирательность в общении. Он привязывается к ухаживающему за ним взрослому; огорчается, если тот уходит и ищет у него «спасения», когда появляются незнакомые люди.

Основными условиями возникновения детской привязанности Дж. Боулби считал длительность и постоянство, т.е. привязанность возникает в случае, если за ребенком ухаживает один, а не много взрослых, и такой уход осуществляется длительное время.

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Типы нарушенной привязанности:

*1)Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постонно ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

*2)Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

*3)Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».

*4) «Размытая» — так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», — и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

*5) Дезорганизованная —  им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.

Однако простого перемещения в новую ситуацию не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.