Комплекс мер по мониторингу

социальной сети «ВКонтакте»

  1. Термины

Модератор — пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатахфорумахэхоконференциях), имеющий более узкие права, чем администратор, но более широкие права, чем обыкновенные пользователи. В отличие от администраторов чаще всего следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах сетевого ресурса. Кроме обеспечения порядка, в круг задач модератора также может входить обеспечение популярности ресурса, привлечение новых пользователей и увеличение числа обсуждаемых тем.

В число расширенных прав модератора могут входить: право удалять чужие сообщения, право редактировать, обрезать или скрывать часть чужих сообщений, право удалять страницы пользователей, ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).

Он-лайн (с английского online – на линии) – находящийся в данный момент в состоянии подключения к Интернету.Функционирующий только при подключении к Интернету. Существующее и происходящее в Интернете в режиме реального времени. Прилагательное – онлайновый.

Открытая группа – группа социальной сети, к которой без каких-либо предварительных условий и в любое время, может присоединится любой пользователь социальной сети и принять участие в форуме и других событиях жизни группы.

Пост – отдельно взятое сообщение в форуме, в какой-то теме. Может быть удалено или исправлено администратором и модератором на свое усмотрение без предварительного предупреждения (обычно в случаях нарушений правил). Это также сам процесс написания сообщения.

Сайт (от английского site) – дословно «узел сети». Совокупность размещенных в сети Интернет веб-страниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством домена.

Сервер / server– объёмный компьютер, ресурсы которого используются многими пользователями.

Сеть Интернет – совокупность международных автоматизированных систем информации, связи и сервисов, наложенных на технологическую среду сетей электросвязи.

Сообщения – фрагменты информации, передаваемые от одного пользователя социальной сети к другому.

Сообщества – списки одноклассников, однокурсников, сослуживцев, коллег и товарищей по отдыху на сайте Одноклассники.         Группы людей со схожими интересами. Имеют список участников и форум. Сообщества сформированы вокруг учебных заведений и определенных сфер деятельности пользователей. Для присоединения к сообществу необходимо зайти в «Интересы», далее «Сообщества», Добавить: школу | колледж | институт | армию | компанию | место отдыха. Выбрать регион, нажать Поиск: Заполнить форму и Сохранить.

Спам, спаминг / spamming – назойливая реклама сомнительного характера в комментариях, личной почте, форуме и других сообщениях. Рассылка большому количеству пользователей с принудительной выдачей им не запрошенной ими информации.

Статус (от латинского – положение, состояние) – состояние, в котором пользователь находится или находился. Для выставления статуса в социальных сетях представляется форма, ограниченная 100 символами, позволяющая пользователю вносить любую информацию, отражающую его настоящее состояние.

Группа «ВКонтакте» – место общения людей со схожими взглядами и общими интересами.Группы создаются для обмена полезной информацией, координации каких-нибудь совместных действий, реализации интересных проектов или решения актуальных задач. Создать группу «ВКонтакте» может любой пользователь.

         Социальная сеть — платформаонлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организациисоциальных взаимоотношений в Интернете.

Как правило, функционал социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в возможности создать связи с другими аккаунтами( пользователями), а также в ряде дополнительных услуг.

В наши дни эти сайты разнообразны и включают в себя новые информационные и коммуникационные инструменты, например, возможности обмена фото/видео и ведения блогов. Кроме того, на базе многих соцсетей имеются так называемые интернет-сообщества, которые объединяют людей по более узким интересам и предпочтениям. Независимо от целевой аудитории и изначального предназначения, социальные сети позволяют пользователям обмениваться идеями, фотографиями, сообщениями, мероприятиями, событиями, общаться по интересам с различными людьми и так далее. –

В основном эти сервисы объединяют людей по различным классифицирующим признакам – бывшим школам, ВУЗам, местам работы, увлечениям и так далее. В каждой стране есть наиболее популярная социальная сеть, образования в которой (группы, паблики, сообщества) уникальны в соответствии с местными традициями. Кроме того, некоторые сервисы получили распространение по всему миру и стали популярны среди пользователей большинства стран (в том числе «Твиттер», «Фейсбук», «Инстаграм» и тд.).

«ВК» (первоначально – «ВКонтакте») является крупнейшей в Беларуси и России социальной сетью. Она доступна на нескольких языках, но особенно популярна среди русскоязычных пользователей. Как и другие аналогичные социально-развлекательные сети, «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять сообщения друг другу публично или в частном порядке, создавать группы, страницы и события, обмениваться изображениями, аудио и видео, а также играть в игры на основе браузера.

  1. Обоснование и актуальность проблемы

Под влиянием развития технологий коммуникации (Интернет, мобильная связь) на современном этапе происходят изменения принципов самоорганизации общества и взаимодействия между людьми, которые все менее привязаны к территориальной, государственной или какой-либо другой осязаемой конкретике. Поколение с которым приходится работать субъектам профилактики отличается от поколения 80-х и 90-х годов. Есть такой новый термин — миллениалы — дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше, чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии — естественная, если не сказать — родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети, что еще раз подтверждает утверждение о том, что методы стандартной и общепринятой педагогики и психологии значительно устарели и не позволяют наладить коммуникацию с ребенком.

Виртуальное общение таит в себе определенные опасности для ребенка. И самая серьезная, по мнению психологов состоит в том, что взрослые приходят в мир интернета с уже зрелой психикой, со сформированным знанием о том, что хорошо, а что плохо. Нам это объяснили в детстве наши родители, мы это впитали с прочитанными нам сказками, в то время как дети, с их подвижной и некрепкой психикой, оказываются совершенно незащищенными перед огромным виртуальным миром, в котором создается иллюзия неограниченных возможностей.

В чем минусы времяпровождения в социальных сетях:

        Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, ребенок совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.

      Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. У ребенка может сложиться ощущение безнаказанности.

Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию ребенка внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).

Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так ребенок учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.

Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, ребенок, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, вы не можете проконтролировать.

Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».

Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка. Кроме того, такая демонстрация себя вместе со свободным добавлением в друзья «угодных» и удаления «неугодных» порождает самолюбование и нарциссизм. Сможет ли потом этот человек любить другого человека, способен ли будет проявлять истинные чувства и эмпатию?

Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что ребенок отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.

Для большего понимания причин, по которым подростки длительное время пребывают в социальной сети и испытывают в ней потребность необходимо обратить внимание на оценку ситуации подростками.

Почему школьники сидят в Вконтакте? Потому что там есть все, так еще это «все» на неограниченные темы.

«Если среди взрослых много ротозеев, то представляете, сколько любопытства у детей и подростков к теме шока и суицида? Я и мои друзья скрывали это от родителей, но при этом мы не считали, что делаем что-то плохое. «Вконтакте» с самого начала дал практически бесконечные возможности для удовлетворения нашего любопытства. Я не знаю, повлияло ли это как-то на меня и моих друзей, но именно «Вконтакте» дал нам такие способы бросить вызов родителям. Как мне кажется, самое важное, чтобы это все оставалось на уровне любопытства, а это уже бывает сложно.

Мнение подростка. Сейчас я могу зайти в ВК примерно 30 раз за день, будучи подростком, я делала это в два раза чаще. Уследить за тем, что на подростка нет влияния в социальных сетях практически невозможно, — это я вам могу сказать точно. Мы все равно смотрели и читали там то, что хотели.

Сейчас шоковый контент в «Вконтакте» блокируется, но и здесь «мы» нашли решение. Назвать видео отвлеченным и смешным именем, сделать группу закрытой и приватной, дабы избежать жалоб, преподносить все как шутку — способов множество, и все они помогают детям и подросткам удовлетворить это негативное любопытство»
Психологи подчеркивают зависимость семья-ребенок.  Семья может быть благополучной только внешне. Родители ходят на работу, покупают детям вещи. Даже если родители не имеют девиантного поведения, они могут быть просто не включены в жизнь ребенка. Родитель приходит домой в 10 часов вечера, садится на диван или идет спать. Он не общается с ребенком, не интересуется его переживаниями.

Подростковый возраст в целом сложный, он бывает сопряжен с депрессией. В целом идет перестройка организма ребенка, идет внутреннее и внешнее принятие среды. И мысли о своей никчемности могут посещать ребенка. Но дело не в том, что приходят такие мысли — они приходят нам иногда каждому — а в том, двигаться ли в этом направлении и реализовывать ли их. Постепенное отдаление ребенка от семьи, его взросление — это нормальный процесс. Но нельзя пускать это на самотек. Родители знают, что их дети едят, какие оценки приносят из школы. А что им не нравится? Кого они любят? Что чувствуют? Какие песни они поют? Какой рэп читают? Какую музыку они слушают? Какие у них кумиры? До этого ли современным родителям, занятым работой и добыванием средств к существованию?

Неуловимая граница между реальным и виртуальным. Там, на экране, все просто,  легко, там тебя понимают и принимают… Там — если тебя убьют, то вскоре и воскресят, там нет смерти, там – вечная жизнь…. А если смерть появляется, то она очень красиво представлена».

Страница ребенка позволят дать общее преставление об интересах подростка, его окружении, времени пребывания в сети. Большинство подростков состоят в группах и подписаны на сообщества. По указанным страницам и группам, сообществам можно проследить интересы и увлечения подростка, а так же круг его общения. Записи, которые для подростка являются важными, очень часто дублируются на его личной странице («репост»). Опасение всегда вызывают группы в которых находится ребенок, сообщества и страницы на которые он подписан, так как они отражают не только его интересы подростка в определенный момент, но и его эмоциональное состояние. Существуют группы явной деструктивной направленности, провоцирующие агрессию, либо объединяющие несовершеннолетних «правыми» взглядами, провоцирующие на суицид, насилие, противопоставление общепринятым нормам.  Преимущественно это группы, которые так или иначе связанны с фанатским движением, либо правого толка  (GWF89), «Злая молодежь», «Отбитые», «Трезвая и злая молодежь», «Тесак-фан сообщество». С  2015 года серьезную угрозу для детей начали представлять группы и сообщества провоцирующие на суицид (игра  «Синий кит» (группа ВКонтакте)). Основные запросы:
#синийкит
#млечныйпуть
#хочувигру
#хочуиграть
#тихийдом
#4:20
Группа «Синий кит». Правила игры таковы, что подросток должен выполнить 50 различных заданий, которые усложняются. Например, нарисовать на руке лезвием синего кита, вскрыв при этом себе вены. Итоговое задание – суицид. Если подросток не убьет себя, организаторы игры обещают уничтожить его родных и близких.

Родители и педагоги должны идти в социальные сети.

Мнение психологов сходится к одному утверждению: не допускать, чтобы ребенок отдалился и закрылся от родителей и реального общения. Любая эмоциональная пропасть будет заполнена виртуальными друзьями и подругами: ведь там его принимают безусловно, понимают, включают во взрослую игру, помогают стать успешным и подталкивают к такому сомнительному успеху. Родителям и педагогам нужно не поддаваться на эмоции и не паниковать, а трезво подумать о том, как сохранять тонкие нити доверия с подростками. Будьте откровенны с ребенком, со своей стороны будет более откровенным с вами, почувствовав, что вы не пытаете его вопросами, а проявляете реальный интерес к его жизни.

Однако, помимо выстраивания отношения между взрослым и ребенком немаловажное значение имеет контроль и анализ, что позволит своевременно принять необходимые меры и помочь подростку в трудной ситуации.

Существует серьезная необходимость вовлечения родительской и педагогической общественности в сети. Создать свою страницу в социальной сети может каждый родитель. Этот посыл должен реализовываться через родительские собрания и конференции.Создание страниц под «фейковыми» никами позволит родителям посмотреть на своего ребенка совсем с другой стороны и увидеть проблемы, которые должны быть разрешены.

Для подготовки родительской общественности к правильной  необходимой реакции на своего ребенка в сети должны быть выработаны рекомендации социально-педагогических служб, чтобы не получить обратный результат.

Педагог-психолог Т.В.Кузнецова.