Почему дети уходят из дома?

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование желаний и потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями.  Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые взрослые им создают, не желая считаться с мнением ребенка. Другая причина ухода ребенка от родителей — несправедливое наказание, неадекватное их проступку или применение физической силы со стороны взрослых или других воспитанников. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.  Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Дети таким способом могут также выпрашивать жалость к себе, привлекать к себе внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им».

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

— Не давайте ребенку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок!

— Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

— Выбирайте наказание, адекватное проступку. Ни в коем случае не используйте физические наказания, так как это провоцирует лишь ответную агрессию и глубокую обиду. Физическое и моральное наказание унизительно и действительно навсегда остается в памяти человека. С детьми младшего и среднего школьного возраста следует много, долго и упорно разговаривать, «разжевывая» то, почему плохо обзываться, завидовать, брать чужое, обманывать… В этом возрасте у детей вырисовываются самые главные жизненные ориентиры. Если ребенок оступился, попросите его некоторое количество раз написать на листе бумаги: «Я буду честным, добрым…потому что» Такое упражнение очень полезно, потому что информация буквально «записывается» в подкорку. Многие родители наказывают лишением чего-либо (просмотром мультика, походом в кино). Это не совсем правильно, если вы пообещали сходить зоопарк и в итоге не сделали этого. С другой стороны, если вы лишите его на определенное время игр за компьютером – ничего страшного не будет. У ребенка должно формироваться понимание того, что он может потерять что-то ценное, совершив плохой поступок.

— Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Важно: 

  1. Всегда располагать информацией о местонахождении ребенка в течение  дня.
  2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых в позднее время.
  3. Обращать внимание на окружение ребенка, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и номера телефонов.
  4. Планировать и организовывать досуг и внеурочную занятость несовершеннолетних в соответствии с их интересами.

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка:

 Шаг первый: Вспомните все, о чем  говорил ваш ребенок в последнее время. Зачастую наши дети нам говорят почти все, другое дело слышим ли мы их. Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых ребенка. Проверить велся ли дневник (в письменном или в электронном варианте), если это возможно просмотрите социальные сети ребенка: «Вконтакте», «Вайбер», «Инстаграмм» и др.

Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий:  Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден — обращайтесь в соответствующие органы. Прежде всего необходимо сообщить об отсутствии воспитанника заведующему сектором учебно-методического  обеспечения  по вопросам защиты прав ребенка государственного учреждения образования «Жлобинский районный учебно-методический кабинет» Лосовской  Марине Олеговне (4 77 42), директору государственного учреждения образования «Жлобинский социально-педагогический центр» Никитиной Алле Владимировне (6 24 44), администрации учреждения образования, которое посещает ребенок. Далее действовать в соответствии с рекомендациями специалистов, курирующих сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях и ДДСТ.

Шаг четвертый: Периодически связывайтесь  со знакомыми и друзьями воспитанника. Так как в большинстве случаев дети, сбежавшие из дома,  пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг пятый: Найдя своего ребенка, спокойно попытайтесь разобраться, почему подросток ушел из дома. От родителей требуется критично взглянуть на свои методы воспитания и принять, что ребенок может страдать от них. Обратитесь к педагогу-психологу Жлобинского социально-педагогического центра для оказания помощи в налаживании детско-родительских отношений.