1) Домашних необходимо подготовить к визиту пока еще чужого ребенка. Перед прибытием ребенка поговорите со своими детьми, дайте возможность выразить им все свои чувства и отношение к этому событию. Постарайтесь, по возможности ответить на все их вопросы. И у них, и у вас в отношении него могут быть чересчур завышенные ожидания (ах, вот мы сейчас играть будем, мы сейчас читать будем и т.п.). А он будет целый день смотреть телевизор (или играть в компьютер), а может быть и вовсе капризничать начнет – эти дети тоже ведь переживают «стресс» от попадания в новую среду, им надо адаптироваться.

2) Помните, что это немного другие дети, практически не имеющие опыта нормального обитания в семье. И этому опыту обучить должны его вы. Это будет долго, сложно, но если вы готовы взвалить на себя такую ношу – то держитесь до конца. Может, от такого ребенка и проще «юридически» отказаться, если что-то пойдет не так, но это чревато очень серьезными психологическими травмами. И для вас, в том числе.

3) Очень важно заранее выстроить доверительные отношения между ребенком и членами семьи, создать состояние радостного ожидания. Это можно сделать еще до прихода ребенка в дом. Ребенку стоит показать фотографии дома, членов семьи, имеющихся в доме животных, а домашним – фотографии будущего гостя.
Кроме этого рекомендуем некоторые дела сделать заранее, а другие – можно  сделать и в день прибытия ребенка.

Дела, которые необходимо сделать заранее

1) Для ребенка необходимо подготовить удобное, отдельное спальное место, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если у ребенка есть недержание мочи, то необходимо иметь покрытия для матраса. Или, если у вас есть информация, что ребенок боится спать в темноте (или часто встает ночью в туалет), нужно создать соответствующие условия.

2) Для соблюдения личной гигиены ребенку нужно подготовить шампунь, мыло, отдельное полотенце, зубные щетки, зубную пасту, стакан для полоскания и т. д.

3) Для игр необходимо иметь определенный набор детских игрушек, настольных игр и т.д., соответствующих возрасту ребенка. Неплохо иметь под руками цветные карандаши, бумагу, книги с иллюстрациями. Оцените свой дом с точки зрения соответствия определению «дружественный к детям дом».

4) Питание: до размещения ребенка к вам в дом, поинтересуйтесь, какую пищу, ребенок привык естю и что он любит. Также необходимо иметь в доме легкие продукты, позволяющие сделать простые блюда, такие как масло, крекеры, фруктовые соки, джемы и хлеб, позволяющие сделать быстрый завтрак.

День прибытия ребенка

1)  Ознакомьте ребенка с домом: покажите все комнаты в доме, расскажите о назначении каждой из них, а также правила их посещения. Отдельно покажите спальную и ванную комнаты, расскажите, кому принадлежат вещи, находящиеся в этой комнате. Нужно показать ребенку, где находится его личное место, а где других членов семьи, где должны находиться его вещи, и в каком порядке они хранятся.

2) Важно, чтобы ребенок с первого дня пребывания в семье привыкал к ежедневному распорядку дня, т.е. с тем как будет протекать жизнь в семье с утра до вечера. Нужно описать, что происходит в определенный момент дня, показать, где это происходит, и кто в этом участвует. Распорядок дня вносит в жизнь семьи определенное спокойствие. Режим дня создает благоприятные возможности для наблюдения: что ребенок умеет делать хорошо, а чему его еще надо научить, какими навыками он владеет, а какими – еще нет, увидеть проявления желательного и нежелательного поведения.

3) Решите вопрос, как обращаться друг к другу. Спросите ребенка, как ему хотелось бы, чтобы к нему обращались члены семьи. Разрешите ему выбрать из набора имен то, с которым он будет обращаться к Вам.

4) Обсудите с ребенком правила, ответственность, ограничения, стимулы, «штрафы» за нарушения правил «медового месяца». Данный период является наилучшим для закладки фундамента Ваших надежд и устремлений. Не пугайтесь, что ребенок рассердится, обидится, как многие объясняют нежелание вести такие разговоры. Дайте ему знать, что его может ожидать, если он будет впредь дурно себя вести. Повторяйте правила поведения сразу после приема ребенка и еженедельно на семейных встречах.

5) Если вы не хотите общаться на условиях «родители-ребенок», общайтесь на условиях «мы друзья», и стройте в этом ключе отношения, подчеркивайте любыми способами этот стиль взаимоотношений.