1. Игра “ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ” (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и “превращаются” в драчливых “воробьев” (приседают, обхватив колени руками). “Воробьи” боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (“лечат крылышки и лапки у доктора Айболита”). “Драки” начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

2. Игра “МИНУТА ШАЛОСТИ” (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

3. Игра “ЗЛЫЕ— ДОБРЫЕ КОШКИ” (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это “волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из “волшебного круга” выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: “Сильнее, сильнее, сильнее …”, — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более “злые” движения.

По повторному сигналу ведущего “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в “волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу “кошки” останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает “злым кошкам” стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

4. Игра “КАРАТИСТ” (снятие физической агрессии) 

Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в “волшебном круге” происходит “превращение” в каратиста (движения ногами).

Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: “Сильнее, сильнее, сильнее…”, — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

5. Игра “БОКСЕР” (снятие физической агрессии)

Это вариант игры “Каратист”, и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

6. Игра “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК” (преодоление упрямства и негативизма)

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: “Сильнее, сильнее, сильнее …”. Затем дети разбиваются на пары “родитель и ребенок”: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

7. Игра “УПРЯМАЯ ПОДУШКА” (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают “волшебную, упрямую подушку” (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: “Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки”.

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: “Сильнее, сильнее, сильнее!” (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать “упрямки” в подушке:

“Все ли упрямки вылезли и что они делают?” Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что “упрямки шепчутся”, другие ничего не слышат. “Упрямки испугались и молчат в подушке”, — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

8. Игра “КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ” (снятие вербальной агрессии)

“Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на Друга “овощами и фруктами”. Например: “Ты, — говорит клоун, — капуста!” А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). “А ты, — продолжает клоун, — клубника”. Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, “ругаться” вместе или по очереди “ругать” всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. “Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось”. Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: “Ты—колокольчик…” (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.            

9. Игра “ЖУЖА” (снятие общей коллективной агрессии)

Ведущий выбирает “Жужу”, которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить “Жужу”, кривляться перед ней.

“Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!”

“Жужа” смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за “волшебную черту” выбегает и ловит детей. Кого “Жужа” поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен “Жужи”).

10. “Брыкание”

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “Нет”, увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.