info_35Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается возникновением интенсивных эмоций (10,с.5).
Т.е. суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям. Аддиктивная личность ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания — уход от проблем.

Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к получению субъективно приятных эмоций.

Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления.

Виды аддиктивной реализации.

48482097_picture

 Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.

Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание музыки.48482097_picture48482097_picture

 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов.

 Уже в пренатальном периоде (то есть до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, снижают степень устойчивости адаптационных процессов.

Ребенок появляется на свет с чувством базальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяют потребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставаться фрустрирующим фактором.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям — все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, которая может переноситься на отношение к окружающим вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации.

Ребенку также важно быть уверенным в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению.

Фраза “ты еще маленький” звучит как прямое родительское предписание: “Будь маленьким, оставайся маленьким”. Эта фраза подпитывает установку: “Я — маленький, беспомощный, меня нужно опекать и оберегать, за меня нужно брать ответственность и принимать решения, я нуждаюсь в комфорте и защите”. Такая позиция может запрограммировать стиль поведения на весь жизненный период.

От своих родителей человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты — уход от реальности. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но “алкоголизм родителей неизбежно порождает социальные проблемы у детей…”

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что 1) дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или 2) женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится. Члены семьи обучаются языку аддикции. когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания.

Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость.

  Подростковый возраст, как фактор риска.

Особого внимания заслуживают проблемы аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений.

 Подростков пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Необходимо принимать во внимание и то, что в подростковом возрасте активизируются такие психологические процессы, как:

— стремление познать себя и других,

— желание самоутвердиться,

— проявить свою взрослость,

— формируются нравственные убеждения и

— рефлексия.

Обращение к этим качествам могло бы стать значимым элементом в профилактике аддиктивного поведения.

Кризисные периоды отличаются значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения.

 Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.

 Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни” (1, с.52).

В сфере образования в связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как:

— адекватная учебная нагрузка детей,

— включение в образовательный цикл предметов, и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни.

Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

6d171d8aae5d60e6cc7c260d27819e57_1