ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема детской безопасности стано-вится неотъемлемым спутником жизни любого родителя с момента рождения ребенка – этот факт вряд ли кто-то оспорит. Сомнения, страхи, тревож-ность присутствуют в нашей жизни в той или иной степени постоянно.

Как же быть с реальными опасностями для детской жизни? Трудная правда состоит в том, что ребенка от всего не оградить. Да и не стоит!

Но можно и нужно научить его видеть реальные угрозы и по возможности избегать их.

  • настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании куль-туры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к без-опасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готов-ность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье.

Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, вос-питание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки без-опасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.

Прививать навыки безопасности – это как строить домик из кон-структора. По кубику, по кирпичику, всѐ выше и выше, и домик растѐт…

  • не разваливается… если, конечно, каждый кубик класть правильно, в нужный момент, на нужное место и закреплять его в правильные пазы. Сноровка и полезные навыки приходят к детям постепенно. Когда они тренируются, когда просвещаются, когда обучаются, постоянно обучаются этому.

Как обезопасить ребенка? Как подготовить его к возможным опас-ным ситуациям в социуме, но сделать это так, чтобы он не был запуган и не трясся от ужаса, воображая, что с ним может произойти? Говорить ли детям об опасностях, которые их окружают, и как это делать? Ответить на эти и другие вопросы постараемся в данном выпуске методической рассылки.

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОСТИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Приступая к воспитанию безопасности, в первую очередь необходи-мо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и ду-ше своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая без-опасность. Если ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защи-тят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассуди-тельная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тре-нированным телом и позволят эту опас-ность преодолеть. Так что первое, о чем нужно заботиться – это не знание свода правил безопасности, а именно довери-тельные взаимоотношения. Только в от-крытое сердце ребенка можно посеять доброе семя, только так он захочет слу-шать.

Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни ребенка будут все равно. Но если родители помогут ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный чело-век, переживет их гораздо проще. Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение

  • нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он. Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения.

Ребѐнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из кото-рых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не расте-рялся и принял правильное решение, необходимо:

  • дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
  • научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обста-новке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками пове-дения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • развить у детей самостоятельность и ответственность.

Важно научить ребѐнка объяснять собственное поведение. Ребѐнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрос-лым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятно-сти.

Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответствен-ный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимо соблюдение некото-рых принципов:

Последовательности:

Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определѐнной культуры мыш-ления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.

Воспитание собственным примером:

Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочи-тают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то труд-но требовать от ребѐнка следования правилам. Пример старших в выра-ботке у ребѐнка стойкой привычки как вести себя в той или иной про-блемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. Напри-мер, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребѐн-ка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещѐнный знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.д.) Поэтому здесь важ-ную воспитывающую функцию несѐт собственный пример родителей.

Соответствие формы обучения возрасту ребѐнка:

Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребѐнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ребенка должен соответствовать его возрастным воз-можностям, граничащим со способами донесения информации в различ-ных его формах.

Включѐнность обучения в контекст повседневной жизни:

Знания должны стать для ребѐнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые

обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвиж-ные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые си-туации т. д.

Поощрения ребѐнка к принятию ответственности за свою без-опасность и безопасность окружающих:

Необходимо приучать ребѐнка к самостоятельному оцениванию си-туации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребѐнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребѐнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ: В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕМУ УЧИТЬ

Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше с самых маленьких лет. Поэтому каждый родитель должен хоро-шо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста, быть способ-ным в любое время завести разговор с ребенком о его личной безопасно-сти и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.

До трех лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек… Поэтому безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и осталь-ных взрослых, находящихся рядом с ним.

Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную от-ветственность за них.

Примерно с трех лет ребенок активно вступает в социальные контак-ты, знакомится со сверстниками и общается со взрослыми, игры, разговоры и просто совместное времяпрепровождение с которыми могут быть для него очень интересными. В дошкольном возрасте необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. До-школьник также должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие» и разделять свое поведение с близкими и посторонними взрослыми.

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию ро-

дителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зави-сят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяс-нить детям, а затем следить за их выполнением.

  • тому времени как ребенок пойдет в школу, задача родителей – во-оружить его «до зубов» всем тем, что составляет культуру безопасности. Конечно, не в том объеме, который он получит на уроках по основам безопасности жизни, но все же достаточном, чтобы распознать опасную ситуацию, насторожиться и спастись бегством или дать отпор там, где это возможно.

Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со стар-шими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к раз-личным рискованным действиям: прыгнуть с крыши гаража, засунуть гвоздь в розетку, перебежать дорогу прямо перед машиной и так далее. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации. Объяснить, что старший ребенок – еще не взрослый и нельзя доверять ему, когда он говорит, что это безопасно.

О готовности ребенка как-то понять плохой умысел или распознать неискренность можно начинать говорить лет с 8-9, никак не раньше. Нужно дать ребенку возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицатель-ный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей. По мере взросле-ния ребенка, накопления опыта, по мере того, как он будет учиться раз-бираться в людях, можно будет постепенно отказаться от жестких пра-вил, заменив их более гибкими.

С 8-9 лет, как только ребенок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи

  • виртуальными друзьями только с разрешения родителей).

Работу с 10–14-летними подростками следует направлять на разви-тие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (к примеру, знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). При

этом всегда помнить, что переходить на следующий этап можно только после того, как усвоены предыдущие установленные правила.

  • 10-12 лет с целью профилактики различных сексуальных преступ-лений ребенку важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожить-ся. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже ес-ли к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись.

Заметим, что родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации можно посове-товать мамам и папам вместо слов «сексуальное домогательство» ис-пользовать фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребенка после мытья в душе, показать ему, до каких мест нельзя прика-саться другим лицам без разрешения родителей.

  • 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей. Школьники уже должны уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того пред-лога, с которым к ним подходят. Также они должны понимать меру сво-их возможностей (например, физических), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном, и не стесняться повести себя глупо в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).

Они должны знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не ходить в гости, не есть и не пить ничего из того, что тебе предлагают.

КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОСТИ:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Было бы здорово дать детям единственно верную инструкцию на все случаи жизни и перестать бояться. Но такой инструкции нет.

Зато каждый из нас может помогать ребенку ― разрешать ему при-обретать собственный опыт и бережно поддерживать на этом пути, тре-нируя вместе с ним навыки, которые помогут в ситуации реальной опас-ности.

Как же добиться этого?

Обучайте заранее. То, что внушается в раннем детстве, очень проч-но запоминается. Чем и необходимо воспользоваться.

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка — и неназойливо комментируете «колобковское» по-ведение: «Ой-ай, Колобок, ты зачем один убежал из дома…». Такие ко-роткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если… Если ты остался один («Гуси – лебеди»), если нару-шишь строгий запрет («Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»), если встретишься с незнакомцем и с ним поведѐшь разговор («Глиняный па-рень»), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко («Кот, петух и лиса»).

Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается (в сказке, в игре или в реальной жизни) с неожи-данной/опасной для него ситуацией, делайте акцент на том, в чѐм же опасность и как можно еѐ избежать.

Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. При этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, труд-но представить себя на месте кого-то другого. Им обязательно нужно прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неѐ. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребѐнка. Когда ему интересно, любопытно и… чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаѐт ребѐнку игра. Так, например, те же сказки можно не только читать и рассказывать, но ещѐ и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты. Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы в беду не попасть»? Разные ролевые игры с мягкими игрушками, книги или рассказы-сказки помогают научить ребенка безопасности, помогают как маленьким, так и детям постарше понять, попрактиковаться и запомнить, как вести себя в разных ситуациях.

Обучайте наглядно и разнообразно. Конечно, об опасностях можно

  • просто поговорить, но вместе с практическим действием любая информация крепче запоминается! Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально.

Можно сто раз повторить дошколѐнку: «Не узнав, кто за дверью находится, еѐ открывать нельзя». Но этого мало! Нужный навык приоб-ретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаѐтся звонок. «Кто к нам пришѐл?», — спрашиваете ребѐнка и пред-лагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить «Кто там?» (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки.

  • вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещѐ нет, и в чѐм ещѐ нужно ему потренироваться, чтобы чѐтко усвоилось необхо-димое правило.

Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше. Напри-мер, поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходя-щую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и прове-рить, как он выполняет его. Со школьниками постарше – моделируйте путь из школы домой, различные ситуации.

Обучайте правилам безопасности во время прогулки, игры, обычного разговора, по дороге в школу. С подростками можно обсуждать эту тему через книги, статьи в газетах и журналах, жизненные примеры.

Обучайте, объясняйте так, чтобы ребенок понял. Как это не пока-жется вам странным, но дети действительно часто не понимают того, что мамы и папы им говорят. Не понимают, а потому и не слышат, и не усва-ивают, и попадают в переделки. Поэтому стоит проверять, эффективны ли ваши уроки по обучению и привитию навыков.

Проигрывайте сценарий «что, если…». Научите ребенка самостоя-тельно просить о помощи, разыгрывая ситуации, когда она ему может понадобиться. Например, «что ты будешь делать, если упадешь с велоси-педа». Объясняйте, к кому и как обращаться в таком случае. Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию и не стесняется ее. Проговорив с ним, как себя вести в обычных и простых ситуациях, вы дадите ему общий навык правильного поведения в ситуа-циях более сложных и непредсказуемых.

Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Правила — соблюдайте!

Когда говорите с ребѐнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Не назидательно, а так, в подходящий момент. «Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдѐм по тѐмному скверику, пойдѐм по дороге, там горят фонари».

Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем… Вот и отложится в голове.

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те са-мые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: «Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно», — и объясняете, по-чему. «И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем не-знакомое… Добежим вон до того магазина, там много людей…»

Полезно и по-другому: не выдавать «голую» информацию, а втянуть ребѐнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам про-цесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Как ты думаешь, какие места по дороге в школу самые глухие и без-людные? А как ты думаешь, угрюмый человек — значит плохой? А если улыбается — он хороший? А может быть,  наоборот?  К  кому  в  этом  супермаркете  ты  бы  обратился  за  помощью? Как ты думаешь, почему преступники должны маскироваться и придумывать разные уловки, почему они не могут просто схватить ребенка

  • побежать с ним? Что было бы, если бы сейчас кто-то прямо у нас во дворе куда-то потащил ребенка? А если бы ты увидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, что бы ты сделал, если бы ни меня, ни папы не было рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают вер-сии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.

Ещѐ лучше — побуждать ребенка к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

Ставьте рамки – ограничения.Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача родителей – обо-значить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия – это ваш, внешний контроль, который поможет находиться ребенку в «рамках безопасности». Внешний контроль (ваш) помогает ребенку вырабатывать внутренний контроль (свой, над самим собой). Когда ребенок сам проверяет себя, отвечает за свои поступки. Но контролировать тоже надо с умом. Вы не приказываете – вы договариваетесь, обговариваете условия. Если необходимо – идете на взаимные уступки. Ребенок должен понимать разумность ваших требований и ограничений (почему это необходимо) и быть (в душе) согласен с вами. «Хорошо, ты можешь пойти погулять вечером, но к полвосьмого домой…». «Ладно, ты можешь пойти с Ксюшей в кино, но расскажи еще раз, какой дорогой ты будешь возвращаться обратно…». Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, за-тем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком: вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.

Поощряйте правдивость и откровенность. Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже. Дети вообще-то не любят лгать, в своей изначальной природе они правдивы, и только мы сами приучаем их к этому. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Так вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что он что-то скрывает, а во-вторых, вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопас-ности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.

Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя». Очень часто при обучении детей правилам безопасности ак-тивно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разго-варивай», «не бери» и т.д. Однако отметим, что до 6–8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» – ходи, «не открывай» – открывай и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет раз-решить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

  • результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко (рядом) от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что уже темнеет; обходи компании незнакомых под-ростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных до-мов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашел не-знакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в темное время суток (или в чу-жих районах) только в компании друзей (знакомых) и т.д.

Запретами не увлекайтесь. Всякий раз спрашивайте себя: «Это действительно надо для его безопасности, или я запрещаю лишь потому, что мне так спокойней и проще?»

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности нужно в дове-рительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать.

Дети плохо воспринимают и запугивания, и страшилки, и занудные родительские советы. Поэтому уроки безопасности лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».

Проверяйте и закрепляйте всѐ то, чему научили ребенка. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация легко переходит в долговременную память:

  • когда она яркая, эмоциональная;
  • когда человек повторяет еѐ, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: «мне пригодится, это важно, помни!»
  • идеале должно быть так: освоил новый материал; затем – повторять: сразу же, через 3 дня, через неделю – через месяц.

Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особен-ности именно вашего ребенка – залог его безопасного будущего и вашего спокойствия.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК

Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это, пожалуй, самые базовые вещи, которые нужно не только знать, но и тренировать на практике.

  1. Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному. Обо-

значьте для ребенка границу «свой-чужой»: установите правила отно-сительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ре-бенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет). Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим» че-ловеком, нарисуйте вместе с ребенком три круга доверия, разделив людей на «своих» и «посторонних»:

  • Внутренний, самый маленький — это семья;
  • Средний, чуть побольше — знакомые, которым вы больше всего доверяете (их должно быть немного);
  • Внешний — все остальные (соседи, врачи, полиция, мама Сережи, дядя Вова…).

Учите ребенка разделять свои формы поведения в зависимости от этого. Обсудите, что можно и чего нельзя делать с ними без вашего разрешения: гулять, приглашать в гости, передавать ключи от кварти-ры, рассказывать что-то о себе, принимать подарки.

  • Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших людях. Представлять, какого рода опасность может исходить от посторонних людей. Расскажите ребѐнку о том, что мир разный. В нѐм есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. Такие беседы как минимум помогут ребѐнку стать более бдительным и здравомыслящим. Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение.
  • Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого. Это вообще один из важнейших навыков

— на все, что пугает или смущает говорить «нет». Без стеснения и бо-язни. Проговорите потенциально опасные ситуации, когда это потре-буется. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знако-мых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится. Также объяс-ните ребенку, что если он сказал «нет», но кто-то принуждает его к чему-то или проявляет насилие,

главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приѐм», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться, а устроить «шумо-вую атаку», ничегошеньки не стесняясь нужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!».

  • Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором.

Посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна по-мощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся. Но ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге. Объясните, что ребенок поступит хорошо и похвально, если откажет чужому человеку. Взрослые должны просить помощи у взрослых,а не у детей. Если хочешь помочь незнакомцу – позови знакомых взрослых. Быть вежливым и уверенным. Не стоит грубить незнакомым людям. Лучший ответ для ребѐнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребѐнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», — это очень важный мо-мент.

  • Обращаться за помощью. Знать, что в случае любой опасности нуж-но, не стесняясь, просить о помощи у женщин с детьми, сотрудников милиции, или быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановки общественного транспорта, в любое первое по-павшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим. Если произошла опасная ситуация или случилась беда, то нужно рассказать об этом близким людям, не замыкаться в себе, не скрывать, не боять-ся угроз или шантажа или родительских запретов.
  • Нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бе-жать в сторону парка или стоянки автомобилей. Точно понимать,

что пока вокруг люди – ребенок практически в безопасности, потому что всегда может применить два своих главных оружия: быстрые но-ги и громкий голос.

  • Понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами. Поэтому важно, во-первых, внушить ребенку уверенность в своих возможностях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать свой внутренний голос.
  • Обращаться в экстренные службы. Научите ребенка, как пользоваться номерами экстренных служб, в каких случаях по ним звонить и что отвечать дежурному, снявшему трубку.
  • Знать номера близких людей на память. Убедитесь, что ребенок знает ваше полное имя, домашний адрес, а также номера домашнего телефона и вашего мобильного. И заодно сразу напоминаем, что это информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.
  1. Если ты куда-то собрался – СНАЧАЛА сообщи об этом родителям. Это несложно и здорово может уберечь от неприятностей. Договоритесь с ребенком, что ни при каких обстоятельствах он никуда не уйдет, не сообщив об этом вам или родственникам. Это строгое правило должно быть неукоснительным. В любой момент времени вы должны иметь четкий ответ на вопрос «Где мой ребенок?».

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ: ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью все-мирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много все-го. Ресурсы глобальной сети поистине необъятны, но не все они подходят де-тям.  Кроме  подозрительных  незнакомцев,  втирающихся  в  доверие  с «липовых» (или даже со своих) страниц,   в   незащищенном   интернет-пространстве дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации, группам с суицидальным содержанием, радикальным религиозным сообществам.

  • маленькие дети, и подростки не могут сполна оценить все риски, с которыми они сталкиваются при вхождении в онлайн-среду. Очень важ-но объяснить детям, какие опасности таит в себе виртуальный мир. По-этому, прежде чем отпустить ребенка в Интернет, нужно его подгото-вить.

Правила безопасного интернета.

Первое правило: думать о защите лучше начинать пораньше.

Систему родительского контроля можно установить на все девайсы, ко-торыми пользуется ребенок, уже лет в 6-7. Этот фокус не пройдет с 12-летним подростком, он воспримет в штыки любые ограничения. А если ребенок изначально пользуется безопасным интернетом, то ему особо и не придет в голову пытаться найти что-то запрещенное, или если и при-дет, то гораздо позже. Поэтому, установите программу контроля как можно раньше, если вашему ребенку 5-10 лет.

Второе: дружите! «Подружитесь»с ребенком во всех соцсетях,болтайте с ним везде, где он общается со своими друзьями, присылайте ему ссылки, фотографии и демотиваторы, не критикуйте содержимое его страниц и страниц его друзей. Пусть ребенок знает, что вы – не враг его пространства, от которого нужно скрывать все самое интересное. Не считайте, что, закрыв ноутбук, ребенок может решить проблемы, возникшие

  • его виртуальных компаниях. Для большинства детей то, что происхо-дит с ними в интернет-общении, более значимо, чем отношения с одно-классниками. И большинство не рассказывает родителям ни о травле, ни о ссорах, ни о сложностях в сети, потому что уверены, что родители не поймут или вовсе запретят выходить в интернет. Поощряйте откровен-ность ребенка, интересуйтесь его любимой музыкой, стихами, книгами и даже играми. Рано или поздно ваше терпение и внимание обязательно будет вознаграждено доверием.

Третье: учите детей убирать со своих страниц всю личную ин-формацию, не делиться откровенными обсуждениями в личной пере-писке, не выкладывать и не пересылать свои фотографии. Даже еслиу ребенка на странице нет телефона, номера школы и других контактных данных, он дает ссылки на другие соцсети, где можно узнать гораздо больше.

Пусть проверяет всех, с кем общается – это четвертое правило.

Приучайте ребенка к мысли, что каждого нового виртуального друга нужно сначала вызывать в скайп или любой другой видеочат, и лишь за-тем начинать делиться чем-то личным. Дети часто строят теории о том, как они смогут отличить настоящую страницу от «липовой», реального собеседника-сверстника от маньяка, и, поверьте, многим из них не при-ходит в голову, что это невозможно. Осторожно поговорите о возрасте виртуальных друзей. Многим льстит внимание взрослых, они довольно легко могут пойти на контакт, особенно, если этот взрослый «не такой как все и по-настоящему меня понимает». Ключом к доверию ребенка чаще всего становятся сообщества. По статистике подросток практически стопроцентно добавит в друзья и начнет доверительное общение с чело-веком, если тот состоит в том же значимом для ребенка сообществе в соцсети. А уж дружба с организатором, или с кем-то из администрации игровых групп или групп по интересам – это особенно круто.

Пятое правило – первая личная встреча. Обязательно скажите ре-

бенку, что не будете против его встреч с новыми друзьями в реальности, но только при условии, что вы сможете предварительно поговорить с ро-дителями этого нового виртуального друга. Никаких «пойти в гости», никаких «встретиться на пару минут у ближайшей станции метро». Только после того, как вы лично пообщаетесь с мамой или папой нового друга вашего ребенка, вы вместе примете решение о том, где и когда ва-ши дети познакомятся в реальной жизни.

Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или пользуется вашей помадой, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере «подружиться», начать интересоваться и поне-многу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.

На самом деле, лучшая безопасность детей в Интернете – это при-смотр за ними и доверительные отношения между детьми и родителями.

  • помните, вы всегда можете заглянуть в «Историю» и посмотреть спи-сок сайтов, которые посещал ваш ребенок. Если вас что-то беспокоит, доверительно поговорите с ребенком без обвинений и ругани. А лучше всего каждый раз обсуждайте с ребенком его «приключения» в сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что еѐ сложно даже вкратце раскрыть в рамках одной методической рассылки. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования.

Детская безопасность начинается с самих родителей: c их здраво-мыслия, положительного примера, с их способности предвидеть поступ-ки ребенка. И, конечно, с безусловной и искренней родительской любви!

Главное, что требуется от родителей, – это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бы-товую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлек-сов! Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя ве-сти. Вот тогда ребѐнок не растеряется, только тогда он в настораживаю-щей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопас-ность и безопасность окружающих, формирование представления реаль-ности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения

– это постоянный процесс, в котором обязательно должны участвовать родители.

Тогда жизнь детей будет в безопасности.